Российский рынок рекламы в 2014 году вырос всего на 4%, показав минимальные темпы роста за последние три года. Наиболее растущим сегментом стала интернет-реклама, объем которой вырос на 18%. А вот реклама в печатных СМИ, наоборот, сократилась на 11%. Делать прогноз на 2015 год сейчас крайне сложно, отмечают эксперты, многое будет зависеть от состояния российской экономики и эффективности антикризисного плана Минкомсвязи.
Объем российского рекламного рынка по итогам 2014 года увеличился всего на 4% и составил 340 млрд руб., свидетельствует опубликованное в четверг исследование Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Рост рынка стал минимальным за последние три года. В 2013 году рынок увеличился на 10%, а в 2012 году — на 13%. Таким образом, в ушедшем году был зафиксирован минимальный рост рынка рекламы за последние три года. Несмотря на минимальный рост, практически все сегменты рынка показали положительную динамику. Так, занимающая 47% от общего объема рынка телереклама прибавила 2%, до 159,8 млрд руб. При этом эфирные телеканалы смогли заработать 155,7 млрд руб., а вот на кабельное и спутниковое ТВ пришлось лишь 4,1 млрд руб.
Объем рынка радиорекламы по итогам 2014 года также увеличился на 2%, до 16,9 млрд руб., что составляет около 5% от общего объема средств в отрасли. Наружная реклама осталась на уровне прошлого года, ее объем составил 40,6 млрд руб. А вот сегмент интернет-рекламы показал самый значительный рост, в 2014 году прибавив сразу 18%, до 84,6 млрд руб. Несмотря на то что объем медийной рекламы снизился на 5%, до 19,1 млрд руб., размещение контекстной рекламы увеличилось на 27%, до 65,5 млрд руб.
«Вся позитивная динамика интернет-рекламы — заслуга контекста. Этот сегмент не пересекается с остальными медиа и обладает почти бесконечным потенциалом для привлечения новых рекламодателей. В период кризиса это представители мелкого бизнеса, решающие свои разовые маркетинговые задачи. Никакие другие медиа на эти деньги рассчитывать не могут, а потому контекст, по сути, не имеет конкуренции и не отбирает чужие рекламные бюджеты», — рассказал «Газете.Ru» директор по корпоративным коммуникациям Vi Антон Чаркин. Он также добавил, что на контекст приходится более 80% рекламных доходов в интернете.
Единственным кризисным сегментом рынка стала реклама в печатных СМИ. Ее объем сократился сразу на 11%, до 33 млрд руб. На 14%, до 8,5 млрд руб., просела реклама в специализированных изданиях, а объем рекламы в журналах составил всего 16,5 млрд руб., что на 11% меньше прошлогоднего показателя.
По мнению председателя комиссии экспертов АКАР Владимира Евстафьева, падение рекламных доходов печатных СМИ отражает общемировую тенденцию снижения популярности газет и журналов, что находит отражение и в уменьшении объемов размещаемой рекламы. «Сегмент давно находится не в лучшей форме, испытывая сильное давление со стороны динамично развивающихся новых медиа. Кроме того, в России падение объемов рекламных доходов вызвано запретительным законодательством, — считает Антон Чаркин. — В 2015 году рынок может сократиться на 30–40%, и в результате пострадают даже самые популярные газеты и журналы». В то же время замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин на прошлой неделе оценил январское падение объемов рекламы в печатной прессе на 35%. При этом в глянцевых изданиях этот показатель составил 40%.
В целом прошлый год был крайне неровным с точки зрения рекламных доходов, считает Евстафьев. «Серьезным подспорьем для роста рекламного рынка в первые два квартала стала зимняя Олимпиада в Сочи, третий квартал также показал весьма неплохой рост, а вот в четвертом квартале уже наметилось определенное падение доходов, связанное с наступлением кризиса и ухудшением ситуации в экономике», — рассказал он.
При этом Евстафьев подчеркнул, что рост рекламных доходов в рублях также связан с девальвацией национальной валюты. Такого же мнения придерживается и замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. По его подсчетам, в долларовом исчислении объем российского рекламного рынка снизился с $10 млрд до $5 млрд.
Что касается прогноза на 2015 год, то эксперты в один голос говорят о непредсказуемости рекламного рынка. «Реклама — своего рода зеркало экономики. От нее зависит покупательная способность населения, а она регулирует активность рекламодателей. Так что оценить положение рекламной отрасли в 2015 году довольно сложно, и все будет зависеть от экономического положения в стране», — считает Евстафьев.
Давать любые прогнозы сегодня, по сути, бесполезно, отмечает Чаркин. «Можно сказать, что при текущей ситуации в экономике будут актуальны многие наметившиеся в конце 2014 года тренды. Плюс стоит ожидать снижения числа рекламодателей и доходов в отрасли», — считает он. Однако, по мнению экспертов, определенную надежду вселяют попытки представителей отрасли совместно с Минкомсвязи утвердить антикризисный план развития СМИ. Напомним, на прошлой неделе Минкомсвязи опубликовало антикризисный план, в котором выступило за масштабную либерализацию медиарынка и предложило снять ограничения на рекламу алкоголя в СМИ. Кроме того, ведомство пообещало помочь с выводом отечественных медиапродуктов на зарубежные рынки.