Консалтинговая компания Boston Consulting Group и исследовательская организация Recruit Works Institute представили исследование, в котором проведен анализ того, как и где люди ищут новую работу. Авторы исследования пришли к парадоксальному выводу: прогресс в сфере технологий рекрутинга привел как к уменьшению, так и к увеличению времени поиска работы.
В рамках совместного исследования были проанализированы результаты опроса более чем 13 тыс. соискателей из 13 стран — Австралии, Бразилии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, России, ЮАР, Великобритании, США, Индии, Китая. В странах, где проводился опрос, проживает 59% приблизительно из 3 млрд трудоустроенных людей по всему миру (то есть 1,7 млрд).
В отчете оговаривается, что «каналы поиска работы делятся на коммерческие, государственные, прямые и реферальные». К коммерческим относятся печатные издания, сайты для поиска работы в интернете, службы временной и постоянной занятости, негосударственные программы профессионального обучения, а к реферальным — сообщества выпускников, связи через семью и друзей. Примерно 40% соискателей в мире использовали лишь один канал для поиска работы, а около 25% — два канала.
По данным опроса, 55% респондентов искали новую работу через интернет, 36% — использовали печатные издания, 33% — реферальные каналы, 24% отправляли запросы напрямую потенциальным работодателям, 20% задействовали соответствующие социальные службы, и еще 17% обращались в агентства по подбору постоянного персонала. В России самые популярные каналы поиска работы — через интернет (76%) и реферальные (69%). 40% респондентов использовали печатные СМИ, и только 11% обращались в агентства по подбору постоянного персонала. 23% соискателей обращались к работодателю напрямую.
В среднем по 13 странам около 33% пользователей интернета считают его наиболее эффективным каналом поиска работы; реферальные каналы считают эффективными 19% соискателей. Кандидаты, обращавшиеся напрямую к работодателям, и те, кто использовал печатные издания, оценивают их эффективность еще ниже: 12% и 10% соответственно. Социальные службы по трудоустройству посчитали эффективными только 5%. В России также наибольшее число респондентов (48%) считают интернет самым эффективным каналом поиска работы. Однако реферальные каналы и обращение к работодателю напрямую получили у россиян всего по 9% голосов, печатные СМИ — 6%. При этом 20% соискателей в России находят работу при помощи бывших коллег.
Говоря о результатах поисков работы, авторы отчета отмечают, что наибольший рост доходов и меньшее время поиска отмечались в странах с годовым ростом ВВП на уровне 2% и выше. Россия, Япония и отчасти Германия относятся к числу исключений из этого правила. В России, например, среднее время поиска работы составило всего 11 недель. Этот период состоит из 7 недель исследовательского этапа, когда человек просматривает подходящие ему вакансии, и 4 недель на обращение к работодателю по конкретной вакансии и прием на работу. Это меньше, чем в четырех из семи стран с высокими темпами роста ВВП. Меньше всего времени на поиск работы тратят в Индии и Китае — по 9 недель, а больше всего — в Италии (20 недель, из которых исследовательский этап составляет 12 недель, а этап подачи заявки — 8 недель) и ЮАР (19 недель — 12 и 7 недель соответственно). В США средний срок поиска работы составляет 13 недель (8 и 5 недель соответственно), в Великобритании и Канаде — 14 (9 и 5), в Германии — 13 (8 и 5), во Франции — 17 (11 и 6), в Японии — 12 (9 и 3).
В результате исследования его авторы пришли к выводу о том, что «прогресс в сфере технологий рекрутинга привел как к увеличению, так и к уменьшению времени поиска работы. С одной стороны, объявления о работе в интернете позволяют работодателям охватить широкую целевую аудиторию одним кликом мыши. С другой стороны, сегодня соискатели могут оформить подписку на новые объявления о вакансиях и потратить больше времени на поиск, поскольку они лишь периодически просматривают вакансии».
Впрочем, в исследовании отмечается, что было бы ошибкой говорить о том, что два самых популярных канала поиска работы — через интернет и реферальный — являются лучше или хуже друг друга. Каждый канал имеет своего пользователя — искать работу через интернет больше предпочитают более образованные пользователи и в более обеспеченных странах. В свою очередь, к реферальным каналам обращаются люди с более низким уровнем образования и более низким уровнем ВВП,— считают авторы исследования, добавляя, что каждый из этих каналов дополняет друг друга и развивает рынок рекрутинга в целом.